С джигом за судаком на Финский залив

Звонок приятеля из поселка Лебяжье, что на южном побережье Финского залива, там, где Лондонская отмель, застал меня за рассматриванием метеопрогнозов на интернет-сайте. Графики и цифры радовали. Получалось, что в ближайшие час-два крепкий северо-западный ветер, дувший последние дни, нагоняя воду в дельту, ослабеет до приемлемых 3–4 м/сек. И после получасового затишья сменится и плавно зайдет на легкий юг – юго-восток. А при таком ветре в заливе шансы на хорошую рыбалку резко возрастают.

Ветер действительно стих, но за два дня дутья со дна поднято столько травы и тины, что любая рыбалка с движущимися приманками превращается в издевку над собой. Надо переждать, пока поднятый мусор не осядет на дно. А на это может уйти час-полтора. Поэтому, глядя на островки плавающей травы и тины, я не спеша расчехлил свой MAXIMUS DREAMER SD902 M. После долгого выбора все же остановился на нем по многим причинам.

Основными критериями были: сбалансированность, запас мощности, вес и чувствительность. Спиннинг брался в основном под джиговую рыбалку, основными результатами которой виделись и крупный окунь, и трофейная ладожская щука, ну и конечно же судак Балтики и Ладоги. А на этих водоемах судак запросто может превышать и 5 и 6 кг — таких доводилось вылавливать практически каждый год.

Установил на него DAIWA PROCASTER 3000 с новеньким шнуром POWER PHANTOM 0,14 мм. Хоть катушка и используется что называется «в хвост и в гриву», но пока безотказна. Проводимая ежегодная профилактика дает основания быть уверенным в ее надежной работе еще несколько лет. Шнур я использую без поводка, но с небольшим ухищрением в виде своеобразного шок-лидера.

В моем случае шок-лидер — сдвоенный шнур. Сдвоенность получается после привязывания застежки: длинный хвост после завязывания узла возвращаю в сторону катушки, фиксируя в зависимости от длины одним-двумя узлами. На свалах и отмелях залива я использую только современные джиговые приманки, тюнинг старых блесен остался в прошлом. В основном это джиговые головки разного веса, начиная от 14–15 г и до 32–36 г. В качестве оснащения — 3–4‑дюймовые твистеры фирм YUM, ACTION PLASTICS, BASS ASSASSIN или REINS. Несколько раз пробовал ставить поролоновые рыбки на двойниках. Но опять же результат оказывался менее выразительным, чем на силикон.

По аналогии с распространенными в средней полосе России «гнидками» сделал собственные приманки, причем с самым разным оснащением. Но судак в местах, где ровное дно и полностью отсутствует течение, на них не обращал вообще никакого внимания. Они работают только на течении. Обычно первые разведывательные забросы я делаю «головой» 12–14 г, оснащенной трехдюймовым твистером «шартрез» с блестками.

По моим наблюдениям, получается, что в воде Финского залива именно этот цвет наиболее притягателен в первую очередь для судака. Окунь на него, как правило, обычно в прилове. Если после 10–15 проводок приманка оказывается никому не нужной, то обычно дальше следует домашняя заготовка — 14‑граммовая голова с уже насаженным трехдюймовым нигрольным либо темнокрасным с блестками твистером. Но эта приманка, скорее, окуневый запасной вариант.

Поклевки судака на нее можно пересчитать по пальцам. В ту поездку все получилось по вышеописанному сценарию. Сменив на свале несколько мест и опустившись с 2 почти на 5 метров, кроме нескольких пучков травы добыть ничего не получилось. У товарища терпение кончилось раньше моего, и он, сняв оснащение со своего спиннинга, быстренько его преобразовал в донку. И пока я занимался поисками хищника, он сумел изловить двух совсем небольших густерок. Ни окунь, ни тем более судак на его выползков не позарились. Значит, надо искать рыбу в другом месте.

Решили завести мотор и двигаться к створу (водопропускное устройство в дамбе). Ветер уже зашел на юго-восток и там должно быть интересно. Так оно и вышло — течение в водопропускных устройствах было ощутимым. Мористая часть створов — одно из самых перспективных мест, когда ветер меняется с запада на восток, особенно там, где водоток после водопропускников встречается с водой залива, образуя стоячие волны, а на подводных грядах (состоящих из камней и прочего техногенного мусора, который не попал основание дамбы) — массу водоворотов и обратных течений.

В этот раз нам не повезло, опять же из-за изобилия всякого мусора в этих завихрениях. Испробовав часть разноцветного арсенала твистеров и несколько различных по весу вариантов джиг-головок, уже с учетом наличия течения и глубины от 4 до 6 м, остались ни с чем. Поэтому мы снялись с якоря и проследовали за дамбу, в сторону Питера.

Там мусора оказалось поменьше, и, самое главное, не было конкурентов‑спиннингистов, лишь пара любителей дорожки не спеша курсировала вдоль дамбы за нашими спинами. Течение очень заметное, и первая попытка заякориться привела к тому, что мы оказались почти под мостом. Но со второй попытки, дополнительно подгрузив якорь, встали, где хотели, и начали забросы. Глядя на течение, поставил 24 г и стал ждать, когда же будет касание, но его нет, все висит в толще воды.

Течение — мама не горюй! Попытка с 28 г оказалась более удачная, касание дна есть, но… видно его только по провису лески. И лишь начиная с 32 г спиннинг начал отбивать в руку, правда, было много ложных сигналов — по течению плыл различный мусор и потычки были то ли в приманку, то ли в шнур. На таком течении довелось ловить впервые, обычно рыбалка здесь начиналась граммов с 18–20. Но еще юго-восточный ветер по скорости не вышел на цифры, обозначенные в прогнозе.

Пока дул легкий 2–3 м/сек, а по прогнозу должно быть 5–7 м/сек. При таком ветре может оказаться мало и головы в 32 г. Первые «тычки» последовали, когда закончил эксперименты с забросом поперек течения. Рыба стояла где-то вблизи моста, и бросать стоило именно в ту сторону, а не поперек, ожидая сноса приманки потоком воды.

Выбрал себе в качестве точки прицеливания одну из опор моста и стал планомерно укладывать приманку в том направлении. Но поклевки реализовать пока не получалось. Обратили внимание, что экипаж, подошедший несколько позже и вставший чуть ближе к городу, не на струе, уже обрыбился небольшим судачком. Решили подняться к ним. Приятель, простучав дно и поняв, где ровный стол, всетаки умудрился поднять с него одного детеныша судака на 18‑ю голову, там течение было значительно слабее. Я же решил попробовать ловить на 15‑граммовые приманки с трехдюймовым твистером, а потом и с небольшой поролонкой.

Но там, кроме некрупного окуня, больше ничего, похоже, не было. Ни на 3‑, ни на 4‑дюймовые твистеры. Видя, что у нас происходит какое-то движение, к нам заспешили сразу несколько лодок. Но упускать «рублевые» места в створе не хотелось, и мы снова вернулись на прежние позиСовсем недалеко от этого места расположена погранзона.

Поэтому даже здесь у дамбы могут проводиться проверки находящихся на воде. Если вы спустили на воду свой катер на городской стороне дамбы и на морскую прошли через главный судовой ход, то по морской рации или по телефону (9-812-439-54-38) должны сообщить пограничникам данные на судно (бортовой №, количество людей на борту) и место, где вы будете находиться.

Позиция удобная, широкий сектор обстрела и можно кидать даже сидя. Опять на спиннинге 28 г и «лимонник с люрексом». И на первом же забросе после возврата на исходную точку вниз по течению — резкий стук в руку, на который даже приятель повернулся. Но судак оказался хитрее и быстрее меня. Осмотр хвоста приманки выявил небольшое повреждение — явно от чьих-то зубов. Но либо незнакомец чуть-чуть не дотянулся, либо я поспешил с подсечкой и вырвал приманку у него буквально изо рта. Делать больших пауз при касании дна нельзя, зацеп гарантирован.

А вот подсекать с большей амплитудой — можно попробовать. Все-таки небольшую парусность шнура, несмотря на круглое сечение и небольшой диаметр, нужно учитывать. На втором забросе уложил приманку недалеко от быка. И на третьем обороте катушки — вначале робкое «тук», а потом хороший удар в руку. На судака такая манера поведения не очень похожа.

Совсем иные, более резкие потяжки. Несколько минут борьбы, ведь трофей надо протащить почти 50 метров против очень мощного течения и… первая щука весом чуть за 1,5 кг оказалась в катере. Очень большая редкость для этого района. Мне последняя щука попадалась в этой акватории лет 20 назад. Хотя те, кто ловит каждый день, говорят, что за сезон одна-две попадаются, но заметно крупнее. Но уже приятно, не зря ехал. Редкий гость забежал в створ полакомиться проходящей по узкому месту белой рыбой. Значит, и судак тоже должен быть где-то здесь. Еще пара забросов, и новый удар: на этот раз судак стандартный для этого места — чуть за полтора килограмма. На следующей проводке снова удар буквально на первых оборотах катушки. Подсечка и… пусто.

Опять положил приманку на дно и все повторил с самого начала. Новый удар и… опять пусто. И лишь почти под самой лодкой, когда закончил ступеньку и начал плавный подъем груза с шести метров, кто-то резким ударом согнул спиннинг в дугу! Наглец оказался весьма приличным окунем весом почти под килограмм. На течении ему, наверное, трудно было угнаться за приманкой, а вот уже на некотором отдалении от створа, где течение немного тише, получилось. После нескольких пустых проводок решил положить голову под мост, рядом с быками, хотя был очень большой риск попасть на глухой зацеп, уж больно там много индустриального мусора.

Ну, так и есть. Приятелю придется лезть через лобовое в бомболюк, поднимать якорь и на веслах сплавляться. Пока он нехотя завершал свою очередную проводку, я заметил, что шнур несколько провис и «зацеп» явно придвинулся к катеру. Надо обрадовать товарища, что лезть никуда не надо, а вот подсачек явно не помешает. Хотя подсачек оказался явно маловат под этот экземпляр, а он уже рядом с лодкой и норовит под нее уйти. Спиннинг отлично справлялся и с течением и с упорством клыкастого.

Вот он мелькнул около мотора. Еще немного и пошел вдоль борта прямо в подсачек, но передумал. Примерно с пятой попытки затолкать его туда все же удалось, но большая часть хвоста висела наружу. Долго прикидывал, пытаться поднять или подстраховаться, ухватив его за морду в перчатке. Решили извлекать так, но для подъема в лодку пришлось далеко перегнуться через борт и браться за дальнюю дужку подсачека. Но акробатика стоила того.

Почти пять килограммов упрямого клыкастого мне все же покорились. Вроде как получается, что это личный рекорд по джигу на Финском заливе. Есть надежда, что лишь пока… Рыбалка, естественно, была продолжена, но в оставшееся время уже никто не решился у меня на поклевку. Приятель же немного подсократил разрыв в количестве. Но мне и этого было вполне достаточно, чтобы почувствовать — рыбалка состоялась!

Таких рыбалок на заливе, правда, не всегда с подобными результатами, у меня бывает до двух десятков в год. Ходим к дамбе на разных лодках, иногда ловим и на дорожку, но разве что по пути или обратно. А основная цель и наиболее приятная для нас разновидность рыбалки — это, конечно, джиг. Я специально не акцентирую внимание на каком-то одном створе. Их в конструкции дамбы — 6. Плюс еще «горбатый мост», тоже водопропускная конструкция. И в разное время везде могут быть вполне результативные рыбалки.

Перепробовав многие наиболее известные для этих целей приманки, остановился все же именно на джиг-головках. Хоть они по уловистости немного проигрывают оснащению на офсетнике и чебурашке, но уж больно много глухих зацепов у «ушастого». Потери только за одну рыбалку могут переваливать и за десяток. А оставлять на дне залива грядущим поколениям даже среди техногенного мусора еще и килограммы свинца очень не хочется. Поролоновые рыбки и «гнидки» в этих условиях, конечно, тоже работают, но на более медленном течении, когда нет такого яркого перепада в направлении и силе ветра.

И когда их можно водить у самых стенок, образующих створ. Там, судя по показаниям эхолота, есть небольшие, относительно ровные участки песчаного дна. И вот именно там они раскрываются. Но таких рыбалок получается немного. По большей части, если течение слабое, то судак кормится не активно. И разговор может идти о поимке одного-двух экземпляров за вечер.

Хотя тут же на силикон кто-то может ловить и значительно более результативно. А пока готовимся к новому сезону — до открытия охоты на судака осталось около месяца. На Финском заливе разрешается ловить после 30 июня…

Описание района дамбы

К дамбе можно подъехать с двух сторон: с севера через Горскую и с юга, через Бронку. Мест, где можно припарковаться на дамбе и в непосредственной близости, много. Но вот сбросить лодку (особенно если это трейлерный вариант) всего лишь несколько. Начнем с севера. Точка № 1 — Сестрорецк. Для больших лодок и катеров подойдет Сестрорецкий яхт-клуб. Он находится на реке Сестра, напротив парка Дубки. К нему можно подъехать, следуя по приморскому шоссе. Перед въездом в город — развилка. На сленге рыбаков –«ватрушка», от которой уходит дорога вправо, через железнодорожный виадук на Зеленогорск, Приморск и Выборг. Прямо — въезд в Сестрорецк и Курорт. И если повернуть налево, в сторону моря, то эта дорога как раз и ведет в яхт-клуб.

Он располагает закрытой мариной, охраняемой стоянкой и хорошим выходом через реку в залив. В яхт-клубе имеются оборудованные слипы. Для владельцев GPS-навигаторов выход в залив по Сестре не составит большого труда, а если такого прибора нет, надо очень внимательно идти по створным знакам и буям. Фарватер имеет глубину около 3 м, но его ширина не превышает 15–20 м. А дальше — отмели с большими подводными камнями. Маленькие ПВХ-лодки в районе Сестрорецка — Курорта можно спустить и на песчаном пляже, но там не подъехать близко к пляжу на машине. Точка № 2 – 7‑й Северный форт.

Он входит в массив дамбы. На нем начата организация лодочной стоянки. Подъезд на машине с северной части дамбы после разворота под мостом. Около форта сохранились остатки молов и противодесантных заграждений, поэтому надо быть очень внимательным. Но отсюда ближе всего к толстым судакам. Точка № 3 – 3‑й Северный форт. Он также входит в массив дамбы. На нем также начата организация лодочной стоянки. Как и на 7‑м форте, вблизи него также много остатков каменных и бетонных заграждений.

От шкипера потребуется внимание. Эта точка также совсем рядом с толстыми судаками, когда они клюют. Точка № 4 – 1‑й Северный форт. К нему проложена дамба из Кронштадта. Но он специально не оборудовался. Места для машин и подготовки лодок совсем не много. В выходные, как правило, весь форт занят отдыхающими — любителями шашлыков на природе. Точка № 5 — южная часть дамбы — форт Константин. На нем оборудована стоянка и имеется слип. Точка № 6 расположена на южном берегу главного судового хода.

Это технологическая площадка главного водопропускного устройства. В отдельные дни въезд на эту стоянку может быть закрыт. Слипа на ней пока нет. Выход к воде через камни, через которые большую и тяжелую лодку спустить будет весьма проблематично. Точка № 7 находится уже на южном берегу дамбы, железнодорожная станция Бронка. Надо переехать по путепроводу через железнодорожные пути и сразу же — поворот к морю.

До нее можно доехать через дамбу или через южную часть КАДа. Там имеется довольно большая расчищенная площадка, где можно оставить машину и подготовить лодку. Но есть одно маленькое «но». Специально оборудованного спуска для лодок там нет. Там мелководно и около берега находятся заросли тростника, которые тянутся на 100–200 м в море. Если лодка не оборудована специальным шасси, то скинуть ее на воду будет весьма проблематично. Точки №№ 1 и 7 имеют выход уже на морскую сторону дамбы. А все остальные — на городскую.

Похожие статьи
// Туризм

Рыбалка — это не просто увлечение, это стиль жизни, который объединяет любителей природы, тишины и, конечно же, рыбной ловли. Выбор правильного участка для дачи — это ключ к успешному и приятному времяпрепровождению. Но что делает земельный участок идеальным для рыболова? Это сочетание доступности рыбных мест, транспортной доступности, экологической чистоты региона и, конечно, живописных видов.

Подробнее

// Туризм

Коттеджные поселки в Подмосковье представляют собой идеальное сочетание уединенной жизни на природе с комфортом и удобствами современного жилья. Этот вид недвижимости становится всё более популярным среди тех, кто ценит простор, свежий воздух и возможность жить вдали от городской суеты.

Подробнее

// Туризм

Когда я увлекся рыбной ловлей, у меня появился фильм под названием «Карелия — край рыболовной мечты». На тот момент фильм поразил меня необычайной красотой северной природы и обилием рыбы, что, естественно, оставило самые неизгладимые впечатления и породило огромное желание побывать в тех краях. И вот моя давняя мечта воплотилась в жизнь…

Подробнее

// Туризм

Ох, и люблю же я зимние береговые турецкие рыбалки... Прилетаешь в первых числах января из заснеженной Москвы, а тут… Тепло, как в начале сентября в средней полосе России, солнечно, дождей еще нет. Многие деревья сбросили листья, и ты гоняешь их по асфальту или брусчатке, словно в московском осеннем парке... Хочешь, искупнись, пока не холодно, хочешь – рыбу лови! Хо-р-р-о-шо!!!

Подробнее